МЕРЯ И ИХ СОСЕДИ Этносы и субэтнические группы центра и Севера России в их историческом взаимодействии и нынешней этнографической взаимосвязи. Всё переплетено. У каждой группы есть своё ядро и обширная периферия, по краям едва распознаваемая. Те группы, что сохранили ядро от преобладающих влияний, сохранили этничность хотя бы в этом ядре. Другие стали субэтносами. Конкретные границы условны. Но принципиальная схема именно такая. Новгородцы колонизировали обширные земли Севера. Но под властью Москвы на лучших землях возле Новгорода новгородская этничность была размыта. На Северах новгородцы смешивались с ф.-у. народностями, и чисто новгородской их этничность назвать тут затруднительно. В итоге, в более - менее чистом виде новгородцы сохранились в р-не Тихвин - Бежецк - Череповец - Вологда. Весь представлена сейчас вепсами и частью карел. Но это лишь "верхушка айсберга". Потомки веси широко расселены по Северо-Западу, а на Верхневолжье представлены в р-не Пошехонья и Рыбинска. Чудь ассимилирована относительно поздно, и среди местных ещё сохраняются реминисценции о Чуди-соседях либо Чуди-предках. У Чуди два этнических ядра: один - по Кокшаге и Ваге, а другой - по Пинеге и Вашке. Появление второго ядра обусловлено переселением Кокшаров - подразделения Чуди, подвергшегося в сер.15 века геноциду со стороны московских войск. Какие-то чудские племена в отдалённые времена жили и южнее - на севере и северо-востоке Ярославской и Костромской областей. Тогда же часть удмуртов была расселена гораздо западнее - по всему бассейну Вятки. Меря и Мари были активно развивавшимися народами, осваивавшими новые земли к северу от мест их изначального обитания. Меря включили в свой состав южно-чудские племена. А мари - частью потеснили, частью включили в свой состав западно-удмуртские племена, а в верховьях Унжи и Ветлуги так же и чудские. Коми - пермяки и зыряне обитали и много западнее, - в р-не Устюга, Никольска и Вохмы. На западе граничили с чудью. Прямые потомки народа Мурома с признаками субэтничности живут в сельской местности северо-западнее города Муром. Некогда родственные мурома племена проживали так же в р-не Шуи, Палеха и Луха. Потомки Мещёры, Мокши и Эрзя в Приокском полесье показаны под одним контуром. Полоса около-мордовской субэтничности тянется вплоть до пригородов Москвы. На некотором этапе, в период Суздальско-Нижегородского княжества и позднее, потомки муромы и мещёры переселялись вверх по Волге от Нижнего к Юрью, а отдельные группы - в низовья Унжи и даже к Ветлуге. Они нигде не составили здесь большинства, всюду пересекаясь с пост-мерянскими и пост-новгородскими потоками. Но сделали картину местной этничности более пёстрой. Меря, изначально развиваясь в р-не Ростова и Суздаля, под давлением государства Русь частично была поглощена и ассимилирована со славянами. А частью поэтапно отселялась сперва в западные, а потом в восточные районы Костромской области, и далее - вплоть до Вятки и Казани. Так же прослеживается отселение на Север, ближе к чуди-кокшарам, в р-н Вельска. С полным подчинением Москве в к.15 - сер.16 вв. потоки на север и восток активизировались. Смута начала 17 века ещё более их подхлестнула. В 16-17 вв. потомки меря, уже в значительной степени ассимилированные с русскими, но ещё осознающие свою инакость, на Севере в значительной степени смешались с чудью и зырянами. А на востоке - с мари и коми-пермяками. С тех пор мерянский субэтнический пласт весьма значителен по всей Вятке (кроме исторического ядра вятчан Орлов - Киров) и в Пермской области. Какая-то пост-мерянская популяция прослеживается так же в Удмуртии в городе Воткинск. Как ранее отмечал, некоторые ещё неассимилированные группы меря успели поучаствовать в первых переселениях в Сибирь 1-й пол. 17 века. Путь шёл от Екб. к Тюмени и далее вплоть до предгорий Алтая в р-не Барнаула. Таким образом, меря активно расселялись, - сперва по экономическим причинам, затем по политическим. А на своих исторических землях подверглись постепенной этно-культурной ассимиляции. В итоге, мерянское этническое ядро, как и у новгородцев, сдвинулось, сместилось из исторического центра на историческую окраину. И в целом съёжилось до размеров полутора областей. Но дисперсно, смешанно с другими историческими этнопопуляциями, потомки меря очень широко представлены на Севере, на Вятке и в Прикамье. Кроме того, с 18 века начались экономические переселения потомков меря - мастеровых и торговцев в Москву и Питер. Во 2-й пол. 20 в. исход пост-мерян в Москву достиг критических для остатков субэтничности целых популяций Верхневолжья размеров. Большая часть молодёжи была изъята из деревень, - этих хранительниц этничности, и брошена в "плавильный котёл" столицы, а так же областных центров. Тем не менее, фольклористы этого времени успели записать много ценной информации, красноречиво свидетельствующей о ещё недавних массовых субэтнических фактах и явлениях в русской этничности. И даже теперь, в начале 21 века, мы находим таковые и записываем от стариков в самых разных местах Верхневолжья! Васка Шёмтолгай #Острог_угрофинский #славяно_арии #русология